Естественная радиоактивность.

Методы регистрации элементарных частиц.

Цели урока:

Образовательная: углубить знания учащихся о структуре атома;  

  сформировать представление о радиоактивности, физической      

  природы α-, β-, γ-излучений.

Развивающая: способствовать формированию умения анализировать,

сравнивать, обобщать факты, убежденности в знаниях в    процессе применения полученных знаний в различных ситуациях при решении задач.

Воспитательная: продолжить формирование основ диалектико-

                                материалистического мировоззрения учащихся.

Задачи урока:

1.        Проследить историю открытия радиоактивности, её физическую сущность.

2.        Знать процессы α-, β-распада и γ-излучения.

3.        Усвоить правила смещения.

Ход урока.

1.        Орг.момент.

2.        Изучение нового материала «Открытие явления радиоактивности».

Сегодня на уроке мы воспользуемся не только традиционными методами получения информации, но и научимся использовать различные интеренет-источники. Это пригодится вам в дальнейшем. Открытие радиоактивности проходило в несколько этапов. Разные ученые сделали большой вклад в открытие этого сложного явление.

 

Воспользуйтесь интернет-ресурсом на странице http://radiation-hiend.narod.ru/ . Пользуясь предметным указателем слева, найдите информацию по всем трем этапам изучения радиоактивности.

 

Учащиеся разбиваются на три группы и изучают сайт. Через 15 минут по одному учащемуся выступают от каждой группы, остальные фиксируют основные моменты  тетради.

 

Первый этап. Беккерель.

Сто лет назад, в феврале 1896 года, французский физик Анри Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение солей урана238U.

26-27 февраля 1896 года Беккерель приготовил несколько образцов кристаллов и прикрепил их к завернутым в бумагу фотопластинкам. Однако в эти дни стояла пасмурная погода, и Беккерель решил отложить опыт. Он считал, что ему необходим яркий солнечный свет. Пластинки были спрятаны в ящик стола и пролежали там около трех дней.

Лишь 1 марта, Беккерель решил их проявить, ожидая в лучшем случае, увидеть слабые изображения. Но все оказалось наоборот: изображения были очень четкими. Таким образом, какое-то излучение испускалось солями урана безо всякого освещения светом. Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого излучения.

Второй этап. Пьер и Мария Кюри.

Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри, доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий 232Th. Затем они же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний 209Po и радий 226Ra.

Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана.

Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.

Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали радиоактивностью.

Третий этап Опыт Резерфорда.

И в 1903 году Эрнест Резерфорд проделав опыт обнаружил три пятна, от испускаемых веществом трех лучей, которые отличаются друг от друга разной способностью проникать сквозь вещества. Их назвали α-, β-лучами и γ-излучением .

 

Перейти к следующему этапу урока "α-, β-распада и γ-излучение"


 

 


Вернуться на главную

© Пономарева Екатерина Алексеевна, 2012 – 2013

Hosted by uCoz